Главная -> Статьи -> Эпитафия

Эпитафия

А так как, когда Беноццо работал в Риме, там был и другой живописец, по имени Мелоццо, родом из Форли, то многие недостаточно сведущие люди, найдя подпись Мелоццо и сопоставив даты, предположили, что Мелоццо означает Беноццо.

Однако они ошибаются, ибо Мелоццо жил в те же времена, но был весьма ученым в области искусства и в особенности проявлял большое старание и тщательность в передаче ракурсов, о чем можно судить в церкви Сант Апостоло в Риме по абсиде главного алтаря, где на фризе, построенном в перспективе и обрамляющем эту работу, написано несколько фигур, собирающих виноград, а также бочка, и во всем этом много хорошего.

Но это видно еще более явно в Вознесении Иисуса Христа, окруженного хором ангелов, сопровождающих его на небеса, где фигура Христа изображена в ракурсе столь удачном, что кажется, будто она проникает через свод, и таковы же ангелы, кружащиеся на фоне воздуха в разных положениях. Равным образом и апостолы, стоящие на земле в разных позах, сокращаются настолько хорошо, что и тогда и сейчас еще его хвалят все те художники, которых его труды многому научили, так как он был величайшим перспективистом, о чем свидетельствуют здания, написанные им в этой работе, порученной ему племянником папы Сикста IV, кардиналом Риаро, щедро его вознаградившим.

Мелоццо из Форли (Марко ди Джулиано дельи Амброджи да Форли) (1438-1494) — один из крупнейших итальянских живописцев XV века. Главные работы — в Риме (остатки фресок в Санти Апостоли и фреска из папской библиотеки в Ватикане) и в Лорето (фреска в Капелле дель Тезоро).

snyatie-s-kresta

Возвратимся, однако, к Беноццо, который, истощенный в конце концов годами и трудами, в возрасте семидесяти восьми лет отошел к истинному покою в городе Пизе, в домике, который за столь долгое там пребывание он купил себе в Каррайя ди Сан Франческо и который он, умирая, завещал своей дочери. (Сведения неточны. Беноццо Гоццоли умер в возрасте 77 лет в Пистоне.)

Оплаканный всем городом, он был с почестями погребен в Кампо Санто со следующей эпитафией, которую и теперь можно там прочитать:

Hic tumulus est Benotii florentini, qui proximi has pinxit historias: hunc sibi Pisanorum donavit humanitas. MCCCCLXXVIII.
(Эпитафия вымышленная. В переводе она значит: «Сия гробница принадлежит Беноццо-Флорентинцу, написавшему здесь рядом истории, чем он и приобрел любовь пизанцев. 1478 год».)

Жил Беноццо всегда весьма добродетельно, как подобает истинному христианину, и провел всю свою жизнь в почтенных трудах. За это, а также за его хорошую манеру и высокие качества как живописца его долго поминали добром в этом городе. Учеником после себя он оставил Дзаноби Макиавелли, флорентинца, и других, о которых вспоминать не стоит.

Дзаноби Макиавелли (1418-1479) — помощник и, может быть, ученик Беноццо Гоццоли, испытал также влияние Филиппо Липпи, Пезелли (его называют также последователем фра Джованни да Фьезоле). Работы: Мадонны в музеях Авиньона, Балтиморы, Берлина, Безансона, Дижона, Дублина, Лондона, Лукки, Пизы, Флоренции.